«Не только любовь»

1 марта в концертном зале Мариинского театра состоялась премьера оперы Р.К.Щедрина "Не только любовь". Эта опера была написана совсем молодым композитором в 1961 году и посвящена его жене Майе Михайловне Плисецкой. Тогда опера прозвучала всего 4 раза. Тогда спектаклем дирижировал Е. Светланов. И только в 1972 году опера была поставлена при открытии Московского камерного музыкального театра. Для этой постановки композитор новую оркестровую редакцию, дирижировал Б.Покровский. Щедрин интенсивно развивал свой невероятный интерес к фольклору. Ему удалось удивительно оригинально использовать народные музыкальные элементы, органично переплетая их с собственными композиторскими находками. Опера "Не только любовь" яркое тому доказательство. Поэтому музыкальный материал спектакля своеобразен и необыкновенно интересен.
На этом вся положительная часть отношения к постановке может быть окончена полностью и окончательно. По совершенно загадочным для меня обстоятельствам художественный руководитель Мариинского театра В.А.Гергиев пригласил на постановку этой оперы народного артиста России Александра Сергеевича Кузина. Нет смысла бросать камень в этого до безобразия "заслужЁнного" актера и режиссера.
Очень может быть, что полученные им награды вполне достойны, если бы не одно НО... Он режиссер драматического театра и поэтому партитуру, и даже клавир, не читает. Все, что, он пытался сотворить, основано на его драматическом опыте. В оперном театре такие фокусы не проходят(когда-то Г.А.Товстоногов сразу отказался от постановки в Мариинском театре оперы "Семен Котко" именно по причине свой музыкальной безграмотности), здесь основное - музыка, написанная композитором. Странно, что господину Гергиеву такие постановки В Петербурге подходят. К слову сказать, во Владивосток он отправил Темиркановских "Онегина" и "Пиковую даму". При этом постановке не помогли ни художник-постановщик - заслуженный художник России Александр Орлов, поставивший на черный блестящий линолеум сцены три березы, видимо символизирующие любовный треугольник, но не справившиеся со своей функцией, ни художник по костюмам Ирина Чередникова, создавшая силуэты костюмов того времени, но в очень странной однообразной цветовой гамме. Постановщик вообще не справился с массовыми хоровыми сценами, по-видимому тут хормейстер(Павел Теплов) просто развел хор так, как ему было удобно. Единственное на что можно смотреть, это на кадриль, поставленную балетмейстером Гали Абайдуловым. Как он смог организовать этот народ во что-то приемлемое - для меня загадка.
Конечно, много поработали люди, труд которых не заметен, это концертмейстеры А.Кузнецов иА. Скугарёва.
В общем этот образчик социалистического реализма не лезет ни в какие ворота.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.