Севильский цирюльник в Михайловском театре

8 сентября в Михайловском театре шел премьерный спектакль (первый был накануне) комическая опера Джоаккино Россини "Севильский цирюльник". Общее ощущение от спектакля осталось очень праздничным и совершенно неожиданно для меня - удивительно приятным. А неожиданное потому, что очень долгие годы этот театр всё хирел и хирел, и когда его главой стал бизнесмен, то в театр по понятным причинам уже не хотелось заходить. Тем не менее точно могу сказать, что сейчас среди музыкальных театров города Михайловский театр - самый интересный. Пересказывать либретто Чезаре Стербини по комедии Пьера Огюстена Карона де Бомарше считаю просто напросто неуважением к театральной публике, читающей эти заметки. А вот не сказать о прекрасной работе дирижера и заодно музыкального руководителя и главного дирижера театра Михаила Петровича Татарникова умолчать трудно. Под его руководством оркестр заработал профессионально и более чем прилично. До прихода этого человека в театр никаких добрых слов в адрес оркестра не было. Так как ранее на сайте об этом дирижере не упоминалось, то расскажу о нём подробнее. Михаил Петрович Татарников родился в семье ленинградских художников 21 сентября 1978 года. Принадлежит к известному роду Далгат из аула Урахи Республики Дагестан (по материнской линии). Прабабушка М. Татарникова, Дженнет Далгат — первая женщина с высшим образованием и первая женщина-композитор с Северного Кавказа. Таким образом самому Татарникову от искусства было совершенно некуда деваться. Он выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (Факультет симфоничского и оперного дирижирования, класс Александра Полищука).
В 2006 году он дебютировал в Мариинском театре как дирижер: под его руководством прозвучал балет «Метафизика» на музыку Второй симфонии Прокофьева. В 2007 году он продирижировал первым оперным спектаклем – новой постановкой оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Впоследствии под его управлением прозвучало большое количество оперных спектаклей и концертов.
Кроме того, Михаил Татарников выступал как дирижер с оркестрами туринского Театро Реджио, Музыкального фестиваля в Стресе, Новосибирской филармонии, Санкт-Петербургской государственной консерватории и Филармоническим оркестром Осло; руководил гала-концертом с участием Дженнифер Лэрмор, дебютировал с Российским национальным оркестром в Москве, а также был ассистентом Валерия Гергиева во время исполнении тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» в Метрополитен-опера.
В сезоне 2009–2010 гг. Михаил Татарников активно выступал в Мариинском театре, дирижируя оперными спектаклями и концертами, а также руководил Симфоническим оркестром Гевле (Швеция), Роттердамским филармоническим оркестром, дебютировал в Германии на открытии Музыкального фестиваля в Дрездене с Российским национальным оркестром, а затем руководил спектаклем «Сказки Гофмана» в Комической опере Берлина.
Среди ангажементов сезона 2010–2011 гг. – выступления с Симфоническим оркестром Токио, Филармоническим оркестром Йены, гала-концерт в Ферхавене (Голландия) в рамках Гергиев-фестиваля, а также новая постановка оперы «Евгений Онегин» в Рижской опере.
С 1 января 2012 года Михаил Татарников — музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра. Далее его творчество связано с этим театром.
Постановщик спектакля Эрик Вижье. Учился в Национальной консерватории Ниццы. В 1981 начал заниматься оперной режиссурой, посещая мастер-классы Бориса Голдовского в Юго-восточном массачусетском университете.
Вскоре стал вторым ассистентом Джанкарло Менотти на фестивале в Сполето и в Парижской опере. После обучения по специальности «режиссёр музыкального театра» был приглашён в Оперный театр Ниццы, где работал в 1983–1993 годах. Среди знаменитых режиссёров, чьи спектакли Эрик Вижье ставил во многих театрах и на фестивалях Европы и Америки: Маргарита Вальман, Пьер Луиджи Пицци, Дэниэль Мезгиш, Жорж Лаводан, Жан-Пьерр Поннель, Хорхе Лавелли, Николас Жоэль, Джанкарло дель Монако, Лотфи Мансури и Пет Халмен. У последнего также учился профессии художника-постановщика. В 1986–1990 годах был ассистентом на фестивале в Экс-ан-Провансе. В качестве режиссёра работал на постановках опер: «Так поступают все женщины» В.-А. Моцарта, «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Отелло» Дж. Россини, «Асканий в Альбе» В.-А. Моцарта, «Дорилла в Темпе» А. Вивальди и «Поро, король Индии» Г. Генделя в Оперном театре Ниццы (также выступил художником-постановщиком последних трёх опер), «Виндзорские проказницы» О. Николаи, «Граф Ори» Дж. Россини и «Служанка-госпожа» в парижской «Комической опере», «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта на Страсбургском фестивале, в Театре Капитолия Тулузы и в Муниципальном театре Сантьяго, «Лакме» Л. Делиба в Лиможе, «Богема» и «Тоска» Дж. Пуччини в Рауне, Дублине и Амстердаме, «Риголетто» Дж. Верди в Дублине, «Человеческий голос» Ф. Пуленка и «Прощание» М. Ландовски в Мюлузе, «Так поступают все» в Камерном оперном театре Франции, «Необитаемый остров» и «Певица» Й. Гайдна на фестивале в Чёрном Перигоре, «Кармен» Ж. Бизе под управлением Валерия Гергиева в Мариинском театре и на гастролях в Японии, «Призрак» Х.-М. Гомиса в театре «Сарсуэла» (совместная постановка с Театром Капитолия Тулузы), «Манон» Ж. Массне в Бернском оперном театре, «Мушкетёры в монастыре» Л. Варне в Оперном театре Ниццы (совместная постановка с Театром Капитолия Тулузы), «Сицилийская вечерня» и «Травиата» Дж. Верди в театре «Колон», «Трубадур», «Набукко» и «Бал-маскарад» Дж. Верди в Муниципальном театре Сантьяго, «Рита» Г. Доницетти в Королевском театре Мадрида. Также работал над юбилейным вечером к 150-летию Королевского театра, дирижёром которого выступил Пласидо Доминго. В 1997–2002 годах был художественным руководителем Королевского театра в Мадриде. В 2002 стал первым иностранцем, которому доверили пост художественного руководителя одного из итальянских театров — Оперного театра Верди в Триесте. С июля 2004 года — генеральный директор Лозаннской оперы, в которой работал над постановками для группы молодых певцов l’EnVol: «Рита», «Телефон» и «Амелия на балу» К. Менотти, «Богема». В 2010 году создал гастрольную труппу La Route Lyrique, основная задача которой — предоставить жителям маленьких городов возможность увидеть оперные постановки высокого уровня. С 2010 года занимает пост художественного руководителя Аваншского оперного фестиваля, в рамках которого в качестве режиссёра работал над постановками «Богемы», «Кармен» Ж. Бизе и «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини.
К чести руководства театра надо сказать, что оно(руководство) уже сообразило, что ставить оперу должен профессиональный музыкальный режиссер, а не "жутко заслуженные" драматические режиссеры, которые просто-напросто не слышат музыку (ну а то, что они не читают даже клавир, для них это норма). Можно привести множество примеров провальных постановок с такой режиссурой. Понятно, что при постановке комической оперы, да еще такой искромётной, режиссеру хочется где-то похулиганить и слегка оттянуться. Интересный момент - помимо постановщика Эрик Вижье еще и художник по костюмам. Ну должен был он что-то сделать с офицером, который не поёт, ну его и одели в "плащ Коломбо". Или, например, слуга Бартоло, тоже без вокальной партии, задуман как инвалид (правда, режиссер не подумал в данный момент о чувствах настоящих инвалидов на спектакле) с ДЦП. Надо думать, что автомат в футляре от скрипки сделан исключительно для смеха, хотя он там стреляет. И музыканты в самом начале спектакля в ку-клукс-клановских колпаках. Но всё это нисколько не портит атмосферы оперы-буффа. В постановке хорошо работает свет - художник по свету Александр Кибиткин. Приятно, что не раздражают декорации - художник-постановщик Эмманюэль Фавр. Толпа на площади работает очень профессионально(заведующая мимансом Ирина Кузьмина), т.е. миманс работает, чего уже давно нельзя сказать о мимансе Мариинского театра. Вокал совершенно на уровне, опять же спасибо маэстро Татарникову, а также концертмейстерам Наталье Дудик, Марку Вайнеру и Ирине Дейнеко. Конечно же не обошлось без "косяков". Ну не умеют наши вокалисты двигаться на сцене, они убеждены, что всех безмерно радуют их вокальные возможности, а всё остальное - как бы между прочим. Им всем есть над чем работать - в консерватории не нужно было пропускать сценическое движение. Их плохое владение собственным телом зачастую тормозит действие и мешает восприятию. С режисером можно во многом поспорить, но это эе его видение ситуации и он нигде не изменил музыке, которая, как известно, играет главную роль в опере.
Однако общее впечатление от спектакля очень теплое и радостное. Какой праздник нам приготовил Михайловский театр! Побольше бы таких премьер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.