Большой зал филармонии. Темирканов. Бетховен

"Говоря о ныне здравствующих исполнителях:
если Аббадо - это класс,
Баренбойм - это харизма,
а Хайтинк - индивидуальность,
то Темирканов - это гениальность, непредсказуемость и блеск."

"Corriere della Sera", 2009

Юрий Хатуевич Темирканов24 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся 1 концерт 1-го абонемента. В этом году первый раз среди абонементов есть единственный, всеми концертами в котором дирижирует Ю.Х.Темирканов, выступая со своим неизменным заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии. В программе, как видно из названия поста, только Бетховен.
В первом отделении концерт № 5 для фортепиано с оркестром. За роялем Николай Львович Луганский, который в этом году удостоен звания "Народный артист России". В этом же году он стал художественным руководителем Рахманиновского фестиваля, который проводился уже в 33 раз, это в деревне Ивановка Тамбовской области в бывшем имении Рахманинова.
Николай Львович ЛуганскийИнтересно, что с этой же программой участники концерта 26 октября выступят в Париже. Как всё у нас действительно рядом - сел в самолет, и через 3 часа ты уже в столице Франции. Луганский - талантливый музыкант, опытный, его всегда интересно слушать. Он человек творческий, и, смею надеяться, в Париже он будет исполнять этот концерт Бетховена уже иначе - просто настроение и состояние будут другими и у него и у Ю.Х.Темирканова. Музыкант, который даёт около 100 концертов в год, сейчас находится в прекрасной исполнительской форме, но отлично осознает, что "сейчас классическая музыка в государственном плане, мягко говоря, не приоритетное направление. " Да, с этим трудно спорить, однако у нас каждый сам себе находит то направление, которое ему кажется приоритетным, и по-своему относится и к классической музыке тоже.
Рассуждать о государственной политике в любом смысле дело бессмысленное и бесперспективное. Все государственные деятели делают вид в нужный момент, что они очень любят что-нибудь классическое(все равно музыку или литературу), но то, что всё это их никоим образом не волнует, совершенно ясно. Поэтому и с классической музыкой мы имеем то, что имеем в государственном масштабе. Любая классика заставляет думать, а какому государству нужны думающие люди? С теми, с другими намного проще во всех смыслах.
Не будем о грустном. Мы слышали на концерте продуманное исполнение концерта, который называют "Император", его еще называют симфонией с фортепиано. И получили удовольствие от услышанного. Оркестр под руководством Ю.Х.Темирканова был достойным партнёром Н.Л.Луганского. Не знаю как долго они репетировали вместе, но впечатления о том, что два мастера случайно встретились в концерте отсутствовало начисто. Они полностью чувствовали друг друга.
В программке концерта указано "к юбилею маэстро". Юрию Хатуевичу действительно 10 декабря исполняется 75 лет. Поэтому этот сезон юбилейный, еще 25 лет с начала содружества маэстро с коллективом оркестра.
Третью симфонию Л.В.Бетховена называют героической. В ней, как писал П.И.Чайковский "раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена, который в своих первых двух симфониях еще является не более, как хорошим последователем своих предшественников Гайдна и Моцарта". Современники композитора не слишком высоко оценили это произведение, но им было не до её оценки, у них там Французская революция, Наполеон объявил себя императором. В общем, все как обычно - не до музыки им было. Время чаще всего расставляет всё по своим местам. Мы знаем эту симфонию всю свою жизнь, для нас она всегда была, причем давно.
Темирканов дирижировал так, что оркестр, казалось, был его инструментом, продолжением его рук. Этот ученик И.А.Мусина впитал в себя все тонкости школы своего великого учителя. Действительно великого, потому что все его ученики стали разными по стилю дирижерами, но все довольно известными, даже именитыми. О русской дирижерской школе, созданной учителем Темирканова, написано не очень много. Но этот ученик оказался достоин своего учителя во всех смыслах, и надо отдать ему должное, что в отличие от очень многих дирижеров, которые как-то своей персоной пытаются заслонить всех, кто их когда-либо учил, он всегда с любовью говорит о своём учителе.

Большой зал филармонии. Темирканов. Бетховен: 1 комментарий

  1. Вот интересно, данный пост написан уже достаточно давно. С ним никто не спорит и не высказывает своего мнения относительно написанного. Такое впечатление, что здесь всё уже устоялось и не требует комментирования. Люди почему-то боятся высказать своё мнение. Понимаю, когда за него можно поплатиться. Но тут-то в чем проблема?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.