Александр Маркович. Фортепиано

Александр Маркович 4 ноября в концертном зале Мариинского театра состоялся интереснейший концерт. Пианист Александр Маркович представил на суд зрителей, а точнее слушателей не заранее выученную и выверенную программу, а блестящий концерт-импровизацию, захватив аудиторию на 1 час 20 минут так, что никто и не заметил, как пролетело это время.
Искусство импровизации - сложнейшая вещь. Во все времена были выдающиеся мастера этого жанра. Если говорить о классической музыке и пианистах, то навсегда в истории музыки остались Ф. Лист, В.И.Зилоти и С.В.Рахманинов, В.Горовиц и многие-многие другие. Но сегодня отнюдь не каждый(даже очень одаренный) солист - пианист является импровизатором. Для этого нужен особый дар и навыки. Во-первых, знать огромное количество музыкального материала. Во-вторых, необходима полная техническая свобода. И в этом Маркович, выпускник московской консерватории, очень, напоминает Горовица. В-третьих, нужно обладать особым слышанием - ведь для импровизаций пианист выбирал оперную и балетную классику. И, наконец,  в-четвертых,  несмотря на кажущуюся легкость, необходима жесткая логическая конструкция-построение, чтобы импровизации не оказались простой вариацией на несколько знакомых тем, а несли в себе серьёзную смысловую нагрузку. И вот тут надо отметить, что Александр Маркович окончил консерваторию по двум специальностям: "фортепиано" и "дирижирование". Поэтому вышеперечисленные трудности для него проблемой не являются.
В программе были использованы темы очень известных произведений: фантазия на темы оперы Д.Д.Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". Конечно, сложнейшая фактура музыки Шостаковича требует серьёзной предварительной подготовки, но тем интереснее было услышать практически оркестровое звучание рояля. Марковскому удалось сделать невозможное - закрываешь глаза, и действительно звучат оркестровые голоса. Это поражало во всех импровизациях. Исполнил пианист и две фантазии на темы оперы Станислава Монюшко "Галька" Франца Ксавера Шарвенка. Но и здесь внёс кое-что своё.
Особым размахом, блеском, и в то же время неожиданным взглядом на давно, казалось бы, знакомые произведения, отличались фантазии-импровизации на темы опер М.П.Мусоргского "Борис Годунов", Ж.Бизе "Кармен", П.И.Чайковского "Евгений Онегин". Не случайно Маркович называет это музыкальное действо фантазия - импровизация.
Музыкант каждый раз фантазирует - его интересует каждый раз другой набор тем-характеров. Например, в этот раз в теме из "Евгения Онегина" его заинтересовала тема Ленского, Онегина, Гремина, Татьяны и всё это интереснейшее переплетенье любовных тем накрыл блестящий полонез. В "Борисе Годунове" красной нитью прошла песня Варлаама, безудержная, сносящая всё на своем пути, и самозванца с его признаниями Марине Мнишек, и Юродивого, и самого Бориса с его мучениями и сомнениями и, даже перекрывая колокольный звон, сцены венчания на царство Годунова.
Казалось бы, что нового можно извлечь из темы "Кармен". Тем более, что и скрипичная фантазия на эти темы давно написана. Но опять происходит чудо - рояль под руками Мастера творит невероятное - мы слышим в Хабанере и страстный голос Кармен, и хор, и оркестр, звучит тема гадания - и опять то же чудо, а когда в музыкальную ткань вплетается сцена в кабачке - вообще мурашки по спине бегут - смотришь на сцену рояль, закроешь глаза - оркестр. И лишний раз убеждаешься, что технических трудностей для Марковича просто нет.
А какой лирической нежностью и прозрачностью были наполнены фантазии на темы оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда", оперы Винченцо Беллини "Норма",  балета С.С.Прокофьева "Ромео и Джульетта"!!!
Завершен концерт был двумя блестящими концертными в стиле Ф.Листа и В.Горовица импровизационными транскрипциями Александра Марковича: вальс-каприс из оперы А.Г.Рубинштейна "Среди разбойников" и вальс "Коонькобежцы" Э.Вальдтейфеля.
Успех был огромен. Но... хотелось бы знать, когда ещё в концертном зале можно будет вновь услышать этого талантливого музыканта.

Александр Маркович. Фортепиано: 2 комментария

  1. Обидно, что концерт прошел мимо. Вы не знаете, где можно ознакомиться с грядущими концертами музыкантов, которых у нас не знают? Можно, конечно, следить за афишей, например, концертного зала или какого-то другого, но, к сожалению, у нас никогда нет гарантии, что не попадешь на концерт какого-нибудь «Дэниэла Смита».

  2. Да, это сложно. Могу только сказать, что 19 ноября будет концерт пианиста Алексея Володина. Его у нас плохо знают, но он как раз тот, кого можно и нужно слушать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.