к 100-летию со дня рождения. Эдвард Бенджамин Бриттен.

22.11.1913-04.12.1976

Эдвард Бенджамин Бриттен (Edward Benjamin Britten) - английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель. Его творчество ознаменовало возрождение оперы в Англии, он вывел английскую музыку на мировую арену после эпохи забвения и молчания, длившейся 250 лет со времен Генри Перселла. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных ему выразительных средств, Бриттен создал множество произведений в самых разных жанрах. Практически сейчас это единственный британский композитор, получивший мировую известность.
Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал «Простую симфонию» для струнного оркестра (2-я ред. — 1934). После двух лет в школе Gresham в Холт (Норфолк), он поступил в Королевский Музыкальный колледж(консерваторию) в Лондоне (1930 г.), где обучался у Д.Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фортепиано). Дебютировал как композитор на фестивале современной музыки во Флоренции (1934 г.). Такие ранние музыкальные произведения Бриттена, как «Гимн Деве» (A Hymn to the Virgin, 1930 г.), хоральные вариации «Дитя родилось» (A Boy was Born, 1934 г.), получили определённую известность в Великобритании. В 1935 г. он познакомился и довольно часто работал с поэтом Уистеном Хью Оденом. На стихи Одена был написан ряд вокальных циклов, и в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» (Our Hunting Fathers).
В 1939 г., в начале войны, композитор уезжает в США, где входит в круг оказавшейся там в то время творческой интеллигенции. Вот мне, к сожалению, не удалось найти подтверждения общению в это время Бриттена с, например, С.В.Рахманиновым или с кем-либо из русских музыкантов, эмигрировавших к тому времени из России. Но США-большая страна и там довольно сложно пересечься. В результате трагических событий, развернувшихся в Европе, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании.
В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще, находясь в Америке он получил заказ на оперу «Питер Граймс» (сюжет Дж. Крэбба), которую закончил в 1945 г. Постановка этой первой оперы имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не дававшего шедевров классического уровня. Кстати до сих пор произведений такого уровня в Великобритании не появилось.
За «Питером Граймсом» последовали камерные оперы: «Поругание Лукреции» (1946), сатира «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера «Река Кэрлью» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970, по Т. Манну).
Бенджамин Бриттен - один из основателей и руководитель Английской оперной группы, малой оперной труппы лондонского театра "Ковент-Гарден" (с 1947 г.), ставившей преимущественно произведения английских композиторов.
У нас в Мариинском театре шли только «Поворот винта» и «Сон в летнюю ночь». Последняя из названных шла в концертном зале Мариинского театра, да она собственно и сейчас там идёт. Говорить о её постановке сейчас нет смысла. Пишу только "голые" факты из биографии Бриттена.

Но так как в Мариинском театре - на всех трех площадках идет неделя, посвященная творчеству этого композитора, то необходимо перечислить, что маэстро Гергиев решил показать публике.

  • 12 ноября - Мариинский театр- Опера «Поворот винта»
  • 13 и 14 ноября - Концертный зал-Опера «Сон в летнюю ночь»
  • 15 ноября - Концертный зал-Опера в концертном исполнении «Поругание Лукреции»
  • 16 ноября - Концертный зал-Симфоническая программа: «Вариации и фуга на тему Пёрселла» (Путеводитель по оркестру), Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс».
  • 17 ноября - Концертный зал- Органно-хоровые сочинения Бриттена
    Прелюдия и фуга на тему Виктории , Волюнтари на тему Томаса Таллиса Lamentation для органа, а также сочинения для органа и детского хора: Missa и Гимн святого Петра . Органист – Джон Скотт Уайтли, Хор мальчиков Хорового училища им. М.И. Глинки
  • 19 ноября - Мариинский-2 -«Военный реквием» Дирижёр - Валерий Гергиев
Скульптура, посвященная Бриттену. Расположена на пляже в  Олдборо. По краю раковины слова из его оперы  "Питер Граймс": "I hear those voices that will not be drowned"

В 1948 г. Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо.
Заметное влияние на творчество Бриттена оказала также и азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор) на остров Бали. Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод»(1957)
Особый успех выпал на долю Военного Реквиема, написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками Ковентри. Взяв полный канонический текст католической заупокойной мессы на латинском языке, композитор параллельно вводит текст английского поэта У. Оуэна, погибшего в Первую мировую войну, таким образом раскрывая тему бессмысленности всех войн. "Военный Реквием" написан для смешанного хора, хора мальчиков, трех солистов (сопрано, тенора и баритона), органа, симфонического оркестра и камерного оркестра. Впервые Реквием был исполнен в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что Реквием разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок. Чтобы усилить пацифистскую направленность произведения сольные партии Бенджамен Бриттен предложил исполнить представителям трех народов: русской Галине Вишневской, англичанину Питеру Пирсу и немцу Дитриху Фишеру-Дискау.
Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр,  гастролируя в разных странах.
Бенджамен Бриттен неоднократно бывал в СССР — в 1963, 1964, 1971 гг. Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. По этому поводу можно вспомнить все то, что о нем и о том времени писала Галина Павловна Вишневская в своей книге "Галина".

Могила Бриттена  у церкви Святого Петра и Святого Павла в Олдборо, Саффолк.

Странно, что я хорошо помню его выступление в Большом зале тогда еще Ленинградской филармонии с Лондонским симфоническим оркестром. До сих пор осталось ощущение, что оркестранты воспринимали своего дирижера как нечто божественное.
В 1974 г. Бенджамин Бриттен стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В июне 1976 г. получил титул барона Бриттена из Aldeburgh в графстве Саффолк. Тремя годами ранее, в мае 1973 г. он перенес операцию на открытом сердце, после которой так и не смог поправиться. Умер Бенджамин Бриттен в своем доме в Олдборо 4 декабря 1976 г. и похоронен на кладбище местной приходской церкви. Его коллеги П. Пирс и И. Хольст, соучредители музыкального фестиваля в Олдборо похоронены в соседних могилах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.