Элисо Константиновна Вирсаладзе. Юрий Хатуевич Темирканов.

«Видеть и слушать дирижера оркестра, от сдержанных движений которого веет такой силой, это – настоящее зрелище».

“El Pais”, Мадрид, 2013

В воскресенье 12 января в Большом зале Петербургской филармонии был очередной концерт абонемента, в котором дирижирует только маэстро Темирканов.Элисо Константиновна Вирсаладзе В первом отделении концерта был исполнен Первый фортепианный концерт с оркестром П.И.Чайковского. У Большого зала филармонии с этим композитором особые отношения. Этот зал был не только свидетелем исполнения произведений еще при жизни П.И.Чайковского, но и выступлений его в качестве дирижера.
Солировала на этот раз народная артистка Советского Союза Элисо Константиновна Вирсаладзе. Я специально называю её звание, она получила его еще в период существования этой почившей в бозе страны.  Жизненный девиз Вирсаладзе - «я все делаю сама, хорошо или плохо, но сама».  Результат ее титанического труда - удивительный исполнительский талант. Опять надо говорить об учителях. Она родилась в Тбилиси в 1942 году и её первой и долгое время единственным педагогом была бабушка - профессор Тбилисской консерватории Анастасия Вирсаладзе. Именно здесь все начиналось, это потом уже были в Москве Генрих Нейгауз и Яков Зак, когда она училась в аспирантуре консерватории.  Лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, 2 премия, серебряная медаль)-это первая международная награда. С 1959 — солистка Тбилисской, и только с 1977 — Московской филармонии. И это с учетом лауреатства на 2-го конкурса имени П.И.Чайковского(1962), и имени Р.Шумана в Цвиккау(1966). Она до сих пор ведет очень интенсивную концертную деятельность. Но этого мало она еще с 1967 преподает в Московской консерватории (с 1977 — доцент, с 1993 — профессор). Профессор Высшей Школы Музыки в Мюнхене (1995—2011). С 2010 — профессор Музыкальной школы Фьезоле (Scuola di Musica di Fiesole) под Флоренцией (Италия). Дает мастер-классы во многих странах мира.
«Я с восторгом играю почти всех авторов XIX и первой половины XX века», - говорит пианистка. Она действительно играет с восторгом и удовольствием, доставляя истинное наслаждение слушателям. Подтянутая, энергичная, современная, удивительно женственная она совсем не напоминает престарелую даму, живущую предшествующими заслугами. Нет, Элисо играет замечательно. Она и сейчас выступает на самых знаменитых мировых площадках. Откровенно не любит конкурсы исполнителей, считает, что они сейчас имеют мало общего с музыкой. Дальше, громче, быстрее - это не её стиль. Первый концерт Чайковского мы все знаем с детства и очень трудно услышать что-то еще, такое, чего еще не было. Но вот мастерство оно на то и мастерство, чтобы всегда удивлять и радовать возможностями исполнителя.
Этот концерт композитор посвятил Гансу фон Бюлову, который, кстати, и солировал на первом его исполнении в Бостоне. Так получилось, что это произведение обрело в США большую популярность. Результатом явилось приглашение П.И.Чайковского на фестиваль по случаю открытия Карнеги-холла в 1891 году.
Элисо Константиновна и Юрий Хатуевич почти ровесники, неоднократно выступали вместе и, конечно, она не могла остаться в стороне от юбилея маэстро.
Вот всё бы было бы хорошо, если бы не духовики, которые чаще всего подводят оркестр, ну обязательны должны дунуть даже если и тогда, когда надо, то уж обязательно не туда. Но, надо думать, что это они просто очень старались... Тем не менее, зал взорвался заслуженными аплодисментами после первого отделения, не желая отпускать солистку.
Во втором отделении прозвучалаЮрий Хатуевич Темирканов 4-я симфония П.И.Чайковского. Уже в исполнении нашего оркестра под управлением маэстро. Предполагаю, что Темирканов очень много дирижировал этой симфонией, но вот опять же умудряется он как-то сделать это так, что снова происходит чудо. Он дирижирует без дирижерской палочки, но его руки минимальными движениями заставляют оркестр следовать за ним, не задумываясь, и это даёт поразительный результат.
По словам самого маэстро, приоритетной для него является работа с Заслуженным коллективом России. Возглавляя оркестр с 1988 года, дирижер регулярно выступает с ним в Петербурге и за рубежом. Ну а перечислять где и с какими еще оркестрами выступал и будет выступать маэстро не вижу особой необходимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.