В.А.Моцарт в концертном зале Мариинского театра

Вчера у нас был праздник, не имеющий никакого отношения к русским людям, - день влюбленных. Скорее всего в отделе планирования Мариинского театра у кого-то просто удивительное чувство юмора, так как в концертном зале был запланирован и проведен именно в этот день концерт, в котором прозвучал Реквием В.А.Моцарта и его же мотет "Ave verum corpus" для смешанного хора, оркестра и органа. Для непосвященных сообщу, что Реквием – это траурная, заупокойная месса. Вообще говоря, наверное есть в этом какая-то сермяжная правда, в том смысле, что любые влюбленные все равно окажутся в результате не на этом свете. Но вот, чтобы так откровенно, запланировано заранее в качестве абонементного концерта в такой день.
Андрей Александрович ПетренкоНу, да не в этом дело. Концерт был хорошим, и слушатели получили истинное удовольствие от исполнения произведений Моцарта. Дирижировал главный хормейстер Мариинского театра Андрей Александрович Петренко. К великому моему удивлению мне не удалось найти ни одной его фотографии нигде, кроме сайта Мариинского театра и выпускного альбома хорового училища, которое он окончил с отличием в 1973 году. Ну а дальше, естественно, была наша консерватория - нормальный путь выпускника хорового училища, ставшего профессиональным хормейстером. При этом, в основном, все они заканчивают не только отделение хорового дирижирования, но и симфонического, не удалось избежать этого пути и А.А.Петренко.
Моцарт писал Реквием на заказ, который получил в июле 1791 года, однако он не сразу смог взяться за работу – ее пришлось отложить из-за «Милосердия Тита» и «Волшебной флейты». И вот уже только после премьеры своей последней оперы композитор смог целиком сосредоточиться на Реквиеме. Для смертельно больного Моцарта работа над траурной мессой была не просто очередным сочинением. Он умирал и знал, что дни его сочтены. Он работал с необыкновенной быстротой, невиданной даже для него, и всё же это гениальное творение осталось незавершенным: из 12 задуманных номеров было закончено неполных 9. При этом многое было выписано с сокращениями или осталось в черновиках. Завершил Реквием ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр(Franz Xaver Süßmayr), который был в курсе замысла композитора. Он проделал безумно кропотливую и ответственную работу, по крупицам собрав всё, что относилось к Реквиему. Хорошо еще, что текст реквиема был каноническим.
Исполнительский состав: 4-х голосный хор, квартет солистов, орган, большой оркестр: обычный состав струнных, в группе деревянных духовых отсутствуют флейты и гобои, зато введены бассетгорны (разновидность кларнета с несколько сумрачным тембром); в группе медных нет валторн, только трубы с тромбонами; литавры. Хор, разумеется был хор Мариинского театра, проблем с которым у А.А.Петренко не было, да и быть не могло. Все-таки он руководит этим хором с 2001 года. Квартет солистов, к сожалению, не лучший из возможных, по крайней мере, на мой взгляд. Это были Ирина Васильева-сопрано, Юлия Маточкина - меццо-сопрано, Дмитрий Воропаев - тенор, Юрий Воробьёв - бас; все они лауреаты международных конкурсов. Но все они вполне крепкие профессионалы и справились со своей работой без серьезных замечаний.
Самое удивительное в этом Реквиеме то, что заупокойная месса может быть такой жизнеутверждающей и при этом, простите за тавтологию, настолько заупокойной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.