немного о музыке в XX веке

Музыка в 20 веке резко изменилась, в связи с напряжённостью политического климата, достижениями в области технологий и огромными изменениями в моде. Многие композиторы выступили против установленных музыкальных направлений, создавая новые захватывающие формы и стили.
На музыку большое влияние оказало огромное количество политических событий, потрясших Европу в середине 20-го века. Д.Д.Шостакович, в частности, подвергся преследованиям со стороны советской власти, его музыку считали слишком «современной» или элитной, он был вынужден писать в двух стилях - симфонии для власти и струнные квартеты, которые были истинным шедевром в его написании.
Сергей Прокофьев вошёл в историю музыки как новатор, начавший вслед за И.Ф.Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIX века. В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. В 1948 году С.С.Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма.
Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (Arnold Franz Walter Schönberg) впервые(1909) применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie). В начале 1920-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония». Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.
Холокост, Хиросима и Вторая мировая война убедили многих послевоенных композиторов, что они должны оставить в прошлом тональность музыки, а идти путём атональности. Они находят всё более прогрессивные методы работы в своём творчестве: например, Пьер Булез(Pierre Boulez) экспериментировал с электронной, конкретной и микрохроматической музыкой, а Джон Милтон Кейдж(John Milton Cage) экспериментировал с тишиной и не только. Одним из центральных принципов творчества Кейджа стала случайность. Истоки её следует искать в древне-китайском трактате И-Цзин — «Книге перемен», по которой можно было гадать с помощью подбрасывания монетки или веточки тысячелистника. Именно этот способ постижения реальности и повлёк за собой создание творческого метода, основанного на принципе случайного. Этот метод стал предшественником алеаторики — метода сочинения музыки, при котором часть процесса создания музыкального произведения (включая и его реализацию) подчинена более или менее управляемой случайности. Однако, алеаторика окончательно сформировалась не в творчестве Кейджа. В 1957 году появились „Klavierstück XI“ Карлхайнца Штокхаузена(Karlheinz Stockhausen) и Третья фортепианная соната П. Булеза. Спустя некоторое время Булез написал статью „Alea“, которая стала манифестом алеаторики. В ней же содержались и теоретические обоснования алеаторической техники письма.
Американские композиторы, такие как как Джордж Гершвин(George Gershwin, настоящее имя Jacob Gershowitz — Я́ков, или Джейкоб Гершович) и Эдвард Кеннеди (Дюк) Эллингтон(Edward Kennedy “Duke” Ellington)  музыку бедных американских кварталов – джаз, вывели на более высокий уровень. Теперь джаз - это аристократический музыкальный жанр. И.Ф.Стравинский и Жозеф Морис Равель также были увлечены музыкой с джазовыми стилями. Увлечение джазом в 20 веке - это реализация идеи независимости. Народная музыка была отличным источником вдохновения для композиторов таких как Ральф Воан-Уильямс(Ralph Vaughan Williams), Бела Виктор Янош Барток(Bartok Bela Viktor Janos) и Оливье Мессиан(Olivier Eugene Charles Prosper Messiaen). Они исследовали и усовершенствовали фольклор. Б.Барток, соединяя фольклорные мелодии с приёмами музыкального авангарда (прежде всего, экспрессионизма), стал одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов в музыке XX века.
В музыке был распространён модернизм. Музыканты и зрители хотели, чтобы музыка не была зажата в ставших традиционными стандартах, они хотели слышать музыку разной по своему звучанию. Но к 1960 году эта идея ослабевает. Следующее поколение композиторов имеет гораздо более широкую палитру музыкальных красок для работы. Это влияние других культур, популярной музыки, старинной музыки. Они экспериментируют с модернизмом. О.Мессиан в своих теоретических трудах сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В его сочинениях нашли отражение теологические идеи и поиски. Он изучал традиции неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской. Кроме того, он серьёзно занимался орнитологией. А именно - голосами птиц, в результате чего впоследствии создал подробную классификацию и каталог птичьих песен, а также начинает использовать их имитацию в своих произведениях. Он  является первым композитором, написавшим произведение в стиле тотального сериализма. Вся музыка в этом стиле представляет собой последовательность серий из определенных нот, длительностей этих нот и их же громкости — и ни один из элементов серии не может повториться, пока не проиграются все остальные. Впоследствии эта идея подхватывается композиторами Дармштадской школы.
Стивен Майкл Райх(Stephen Michael Reich), Филип Гласс(Philip Glass), Майкл Найман(Michael Laurence Nyman) и Джон Адамс(John Coolidge Adams) выступали как минималисты, ломая музыкальные границы и получая огромную популярность. Их музыка отражает достижения в области музыки и технологий - в том числе иногда с элементами джаза и рока. Стивен Майкл Райх, например, в своём раннем творчестве, в котором присутствовало много экспериментов, использовал зацикливание музыки при помощи кассет. По своей форме и ритму это композиции новы для своего времени и сильно повлияли на современную музыку, особенно в США. А вот Филипп Гласс - один из самых влиятельных американских композиторов конца XX века, дистанцирует себя от минимализма и называет себя композитором «музыки с повторяющейся структурой». Джон Адамс большую часть своих сочитений написал стилистике минимализма в сочетании с электронной музыкой. Принцип повторности «паттернов», лежащий в основе минимализма, сочетается в его творчестве с традиционной для западной Европы гармонией. Он зачастую добавлял синтезаторы и электронные спецэффекты в академическую партитуру.
Группа композиторов, которые познакомились во время учебы в Манчестере, стали основными законодателями "постмодернистской" музыки в Великобритании. Музыка, написанная Питером Максвеллом Дэвисом(Peter Maxwell Davies), Харрисоном Полом Биртвистлом(Harrison Paul Birtwistle) и Александром Гёром(Alexander Goehr), была глубоко мощная и стимулирующая. Биртвистл делил свои произведения на части и менял их местами, его музыка в большей части драматическая, не соответствует никаким канонам классической музыки.
Музыкальные фильмы, музыкальные видео и компьютерные игры приобрели популярность к концу века. Создаются саундтреки к "Звездным войнам", "Гарри Поттеру" и "Властелину колец", оставляя свой след в классической музыке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.