Международный фестиваль «Лики современного пианизма»

Музыка – откровение более высокое, чем философия.
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Музыка – народная потребность.
Людвиг ван Бетховен

В минувшее Пасхальное воскресенье  в концертном зале Mариинского театра состоялось закрытие 7-го международного фестиваля "Лики современного пианизма", который прошел 15 – 20 апреля 2014 года.  Программа последнего концерта более чем странная и неожиданная: все концерты для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена. Это совершенно справедливо называлось - музыкальным марафоном. Вообще фортепианное исполнительство никогда не было марафоном, а здесь другого слова и не подберешь. Это же какой реально физической подготовкой надо обладать, что бы все это исполнить в один вечер.  Вполне можно было бы использовать разных пианистов.  Но этого не произошло. Исполнителями были симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Даниила Райскина и солистом оказался небезизвестный Алексей Володин. Вот что сказал об этом марафоне сам Володин: "Когда мне пришло приглашение от Валерия Гергиева исполнить все пять фортепианных концертов Бетховена, я, разумеется, с радостью его принял – что может быть прекраснее для пианиста? Разумеется, такой проект требует от исполнителей особой выносливости и отваги, но сама бетховенская музыка, уникальный художественный мир каждого из концертов, надеюсь, будут нас воодушевлять в течение всего вечера.
Мне уже несколько раз доводилось исполнять все пять концертов подряд, но обычно, за два или три вечера. Чтобы за один – такое в первый раз!
Моим партнером в этот раз будет прекрасный музыкант, дирижер Даниил Райскин, с которым мы уже много раз выступали в разных городах и странах. Несмотря на исключительную продолжительность и сложность нашего вечера, который неспроста назвали марафоном, мы не ставим перед собой задачу установить какой-либо рекорд, напротив, стараемся руководствоваться только артистическими соображениями. Я хотел бы выразить личную благодарность всем пришедшим на концерт слушателям, а тем, кто дослушает Пятый концерт до конца, – благодарность вдвойне!"

Вообще-то мне не совсем понятно, зачем В.А.Гергиев пригласил одного человека для исполнения всех этих концертов, наверное рассчитывал, что пианист откажется. К счастью слушателей этого не произошло. Последовательность исполнения была такая в первом отделении были исполнены 2-ой и потом 1-ый концерты, во втором отделении 3-й и 4-ый, а уже в третьем - 5-ый. Между прочим третье отделение длилось 35 минут. Честно говоря меня это исполнение первых 4-х концертов несколько озадачило и вот почему. Как и сколько они всё это репетировали, мне естественно неведомо, но возникло такое ощущение, что пианист экономит силы, вот знаете как спортсмен перед последним рывком. Довольно часто не было полного взаимопонимания между дирижером и исполнителем, и были моменты десинхронизации в их действиях. Пианист уже неоднократно исполнял эти концерты, но наверное не всё у них было согласовано до конца на репетициях, а может быть просто не всё удалось исполнить так, как было задумано. Оркестр тоже был не в своём лучшем составе, но не молодежный - и на том спасибо. Хоть тут повезло дирижеру. Об оркестре есть целая заметка - не буду на этом заострять внимание. Публика у нас в зале разная и не все терпеливы и готовы выслушать всё, что предлагает программа. Антрактов, как вы догадались, было два, и во втором значительное количество людей покинуло зрительный зал, и, как оказалось, очень зря.
Но 5-ый концерт - это было нечто! Понимаете, здесь у них всё получилось и как!... Откуда-то взялись и взаимопонимание, и силы, которых казалось уже совсем не осталось, и наконец-то мы услышали прекрасное исполнение произведения Бетховена. Это очень приятно осознавать, что есть такие потрясающие мастера. Но не надо марафонов. Давайте просто будем слушать музыку с удовольствием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.