Густав Малер. Симфония № 2 до минор (российская премьера версии для камерного оркестра)

6 июля мы имели возможность познакомиться с премьерой 2-ой симфонии Г.Малера для камерного оркестра. Исполнили её оркестр Мариинского театра, хор того же театра(хормейстер Андрей Петренко) и две солистки: Ольга Бородина(меццо-сопрано) и Анастасия Калагина(сопрано). У них обеих не очень большие партии, но это не значит, что они просты. В симфонии 5 частей и почему-то дирижер заставил их выйти на сцену после пятиминутного перерыва после первой части, хотя они спокойно могли это сделать значительно позже, что обычно и делают все разумные люди.

капланДальше мне почему-то писать не очень хочется. Все дело в том, что хор, оркестр, солистки - все они занимаются профессионально своим делом и достигли в нем значительных успехов. Но вот писать о дирижере Гилберте Эдмунде Каплане очень трудно. С одной стороны очень похвально, что он любит музыку Малера, вернее именно эту симфонию, ради неё он выучился дирижированию(ох, лучше бы он просто слушал музыку и получал удовольствие), а с другой стороны человек, получивший это образование, должен сам понимать насколько ему можно или нельзя работать с любым оркестром. Ну самокритика-то должна быть какая-то. Наш оркестр давно привык работать с далеко не с самыми яркими дирижерами, именно поэтому они всегда сыграют примерно то, что написано в нотах, и это прозвучит вполне приемлемо. Собственно дирижер должен показать собственный вариант прочтения партитуры и "вынудить" оркестр сделать всё так, как он того требует. Не знаю, у кого Каплан учился дирижированию. Думаю, что каждому мало-мальски думающему человеку понятно, что если этого самого Гилберта пустили дирижировать не только нашим, но также и Американским симфоническим оркестром, и Лондонским филармоническим и симфоническим оркестрами, и новым филармоническим оркестром Японии, и филармоническим оркестром «Ла Скала» в Милане, и Будапештским симфоническим оркестром, и оркестром Стокгольмской филармонии, и Симфоническим оркестром NDR (Гамбург), и Пражским симфоническим оркестром, и Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, и Симфоническим оркестром Сент-Луиса, и Мельбурнским симфоническим оркестром, и Центральным филармоническим оркестром Китая, и Российским национальным оркестром, и оркестром Новосибирского театра оперы и балета, то это очевидно не просто так. Ну это правда уже за 35 лет его концертной деятельности. Правда его не даром называют дирижером одной симфонии. Каплан изредка исполняет еще Адажиетто из 5-й симфонии Малера и даже записал его в 1992 году с Лондонским симфоническим оркестром. Действительно кто платит, тот и заказывает музыку. В нашем случае дирижирует. После концерта мне стала понятна "несколько странная" сдержанность солисток. Совершенно очевидно, что и они попали под финансовое обаяние маэстро Каплана, как и все остальные. Уж в них-то трудно бросить камень, они сделали все, что от них требовалось.
А ларчик просто открывается: Гилберт Эдмунд Каплан миллионер. Он учился в университет Дьюка, Новой школе и Школе права Нью-Йоркского университета. В 1965 он году основал журнал по вопросам бизнеса Institutional Investor, благодаря чему и стал миллионером. После чего влюбился в музыку Малера, и основал Фонд Каплана, посвящённый исследованию и пропаганде творчества этого композитора. Ему бы на этом остановиться, ан нет забилось ретивое - почему бы нам и не подирижировать. Ну кто в мире может отказать человеку, который может заплатить любую цену? За последние 35 лет оказалось, что никто. Я специально указываю разные страны, в которых его оценили как вполне ну, хотя бы, грамотного дирижера. При этом только некоторые, никак не зависящие от него люди, позволяли себе высказывать некоторое неудовольствие его дирижированием, но он-то допущен к оркестру и может делать с ним... Вот так он и дирижирует, похоже что он действительно верит в свою дирижерскую одаренность.
Он занимается пропагандой творчества Малера и с успехом. Имеется в виду чтение лекций в самых разных учебных заведениях мира, в частности, в Санкт-Петербургской консерватории. По-видимому, он лучше наших музыковедов владеет материалом. Он много пишет всё о том же Малере от музыковедческого журнала Musical Time (Лондон) до популярнейшей New York Times. Ну кому интересно, тот пусть читает. Очень может быть, что Каплан очень хорошо разбирается в этих вопросах. Во всяком случае он автор и редактор «Альбома Малера» (The Mahler Album), биографического сборника, включающего более 300 фотографий, картин, рисунков и скульптурных портретов Малера. Популяризация творчества композитора дело очень благое и достойное всяческого уважения.
Правда только в википедии написано нечто, что никак нельзя опровергнуть, потому что это бесплатно: "В среде профессиональных музыкантов деятельность Каплана встречает серьёзную критику: музыканты оркестров, выступавших под его управлением, отзываются о нём как о посредственности, не только не подготовленной технически к работе с ведущими оркестрами мира, но и неспособной соответствовать духовному величию исполняемого произведения". Как хорошо, что есть хоть одно издание, которое ни от кого не зависит.
Валерий Абисалович, не приглашайте больше в театр посредственностей, пожалуйста. Уж Вы-то в любом случае в состоянии оценить уровень подготовки дирижера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.