концерт в филармонии

Такое бывает только у нас в Петербурге и только в нашей замечательной филармонии: 3-й концерт пятничного абонемента, то есть абонемента, все концерты которого проходят в пятницу, был по неизвестной причине назначен на четверг 21 января. Это странно, если учесть, что абонементные концерты собираются задолго до сезона, в котором они исполняются. Ну ладно кто-то где-то ошибся. Допустим ошибку захотели исправить, правда поздно, но все-таки пусть концерт будет перенесен, надо думать, на пятницу. Не надо искать мозг там, где его гарантированно нет: концерт пятничного абонемента перенесли с четверга на субботу.

Михаил АгрестУ пульта весь вечер был Михаил Агрест. Он родился в Ленинграде. Начал свое музыкальное образование, как скрипач в детской музыкальной школе при Ленинградской государственной консерватории. Затем семья эмигрировала в США, и он продолжил заниматься у Дж. Гингольда в Университете Индианы, где и получил степень бакалавра. Надо сказать - ничего нового, почему-то многие скрипачи хотят поруководить оркестром (надо добавить, что лучше бы некоторые из них никогда не расставались со скрипкой. Однако золотой телец - слишком большая цель для каждого из них, и каждый уверен, что на этом поприще он достигнет большего). Через некоторое время вернулся в Санкт-Петербург и обучался на факультете оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, а  учился он дирижированию у И.А. Мусина и М. А. Янсонса. Вот здесь ему несказанно повезло - учиться у таких мастеров - это действительно счастье.  А уже потом он стажировался в Американской академии дирижерского искусства при Музыкальном фестивале в Аспене у Д. Цинмана и Й. Панулы. С 2001 года работает в Мариинском театре, гастролировал с труппой за рубежом, выступал в Метрополитен-опера и Ковент Гарден. Сотрудничал с лондонским Королевским балетом, оркестрами Лионской национальной оперы, Берлинской Комической оперы и Театром Сан-Карло в Неаполе, а также коллективом Гевандхауза и Оркестром Романской Швейцарии, филармоническим оркестром Радио Франс и симфоническим оркестром Датского радио, симфоническим оркестром Би-би-си, Лондонским филармоническим и Ливерпульским Королевским филармоническим оркестрами. В 2006 году с труппой Английской национальной оперы провел премьеру оперы Яначека «Енуфа». Записывался на Onyx. Это в общем-то та, информация, которая доступна всем на сайте Петербургской филармонии и Мариинского театра.
А теперь перейдем непосредственно к концерту.Франц Шрекер Первым исполненным произведением  была "Танцевальная пьеса" для большого оркестра Франца Шрекера. Если учесть годы жизни композитора 1878-1934, то вот такая приписка Первое исполнение в России может вызвать некоторое недоумение. Однако творчество этого композитора - прежде всего оперное - пользовалось широкой известностью и вполне заслуженным вниманием в первый десятилетия XX века. Он был директором Высшей школы музыки в Берлине и, естественно, находясь в гитлеровской Германии, испытывал давление национал-социалистов. Его музыка оказалась в Германии под запретом. А что было в нашей стране в тот период мы все довольно хорошо осведомлены. Тем болеее, что первый серьезный успех Шрекера связан с премьерой пантомимы "День рождения инфанты", а это 1908 год. В этот же период написана и предлагаемая нам в концерте Танцевальная пьеса, состоящая из 4-х частей: Сарабанда, Менуэт, Мадригал, Гавот. Названия частей, судя во всему, должны вызывать определенную ностальгию. Тем не менее не стоит искать в этой позднеромантической партитуре следы старинной музыки. Но трудно говорить об исполняемой в концерте музыке просто эпитетами. Можно точно утверждать, что музыка Шрекера не вызывает никаких неприятных эмоций и воспринимается как хорошая концертная пьеса. Такое спокойное, уверенное исполнение, не вызывающее негатива ни у оркестра ни у дирижера, ни, разумеется,  у публики.
Макс Брух Вторым произведением, исполненным в этом концерте, была Шотландская фантазия для скрипки с оркестром Макса Бруха. Этот человек прожил довольно долгую жизнь (1838-1920), он очень много видел за этот период: это и Р.Вагнер, и Р.Штраус, и К.Дебюсси, и И.Ф.Стравинский, и А.Шёнберг, и А.Берг. Ему в один год с П.И.Чайковским было присвоено звание почетного доктора музыки Кембриджского университета. Но, как известно, времена меняются, и эпоха всеобщего модернизма не смогла не отомстить Бруху, твердо закрепив за ним совершенно незаслуженную им репутацию эпигона и ретрограда. "Шотландская фантазия" - это одно из наиболее известных произведений композитора, написанное им для современного ему скрипача-виртуоза П. Сарасате. Вот молодой (очень молодой) скрипач, который солировал, очень приятно удивил. Он обладает совершенной техникой и, по-видимому, играет на очень хорошем инструменте. Вот стандартная информация об этом музыканте. Это имя обязательно стоит запомнить.
Дмитрий Смирнов Дмитрий Смирнов родился в 1994 году в Санкт-Петербурге и уже в 4 года начал заниматься музыкой. Окончив среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории, стал студентом Высшей школы музыки Лозанны. Концертную деятельность ведёт с восьми лет. В 12 дебютировал на сцене всемирно известного Carnegie Hall, а в 14 – на сцене Wigmor Hall в Лондоне. С 2011 года Дмитрий является участником программ Санкт-Петербургского Дома музыки.Он талантливый скрипач, победитель Международных конкурсов имени Давида Ойстраха в Москве и «Il Piccolo violino magico» в Италии, лауреат Международного конкурса имени И. Менухина (Уэльс) и I Всероссийского музыкального конкурса в Москве, а также лауреат премии Ю. Темирканова.
Участвовал в международных фестивалях: «Crescendo», «Москва приглашает друзей» и «Музыкальный Олимп» в России, «L’estate musicale» в Италии, «Euro Classic Music» и «Popcomm» в Германии, «Inverno musicale» в Бразилии, а также в Зальцбургском фестивале.
На этом закончилось первое отделение концерта.
Настасья ХрущеваПервое произведение второго отделения - Настасья Хрущёва "Красота", три песни для женского голоса с оркестром. Первое исполнение. Солистка Е. Иготти. Вот официальая информация о композиторе. Настасья Хрущёва(1987) закончила Санкт-Петербургскую консерваторию (2010) и аспирантуру (2013) по классу композиции С. М. Слонимского. Член Союза композиторов (с 2010), кандидат искусствоведения (с 2014). Преподаватель Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (курс истории зарубежной музыки). Стипендиат Варшавской Академии им. Шопена (2008), Баховской недели (Ансбах, 2009) и Вагнеровского общества (Байройт, 2011). Победитель «Пифийских игр» (2014, приз публики и приз ансамбля). Лауреат Молодежной премии правительства Санкт-Петербурга (2012). Вошла в «Топ-50» журнала «СПб. Собака. ru» (2014). Сочинения исполняются в России, Швеции, Германии, Швейцарии, Мексике, выпускаются издательствами «Periferia Sheet Music» (Барселона) и «Композитор» (Санкт-Петербург).Как театральный композитор Н. Хрущева сотрудничала с режиссерами Валерием Фокиным («Невский проспект, 2013), Андреем Могучим («Алиса» и «Что делать?», 2014), Дмитрием Егоровым («Леди Макбет Мценского уезда», 2013), Александром Артемовым и Дмитрием Юшковым (церемония вручения премии «Прорыв», 2013).«Жан Кокто говорил: "музыка должна быть стулом", так вот музыка вокальная и театральная должна быть электрическим стулом – этаким непрерывным приглашением на казнь для вербального текста» (Настасья Хрущева в интервью «Петербургскому театральному журналу» – 1, 2014). На этот последний стул её и хочется посадить. Ну в общем, все уже поняли, что мы имеем дело с прямо-таки выдающимся композитором. От прозвучавшего в концерте произведения остались самые неприятные впечатления. То, что мы услышали, ну никак ни при каких обстоятельствах не связано с красотой. Волей-неволей вспомнишь строчки: "Что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь мерцающий в сосуде". В который раз ловишь себя на том, что администрация филармонии не зря ест свой хлеб: вот, если бы они поставили это произведение в конце концерта, то народ бы точно ушел, а если в начале, то большинство бы опоздало - это совершенно точно. Нет они должны были засунуть его в середину кнцерта, т.е. чтобы и в начале было что-то интересующее публику, и обязательно после этого - тоже. На самом деле жалко ни в чем не повинных дирижера и оркестр. Ну да, это был заказ в рамках Санкт-Петербургской филармонии в рамках программ поддержки молодых композиторов. Понятно, что раз поддержали молодое дарование, то и надо ему предоставить сцену, вот слушатели филармонии и попали в ловушку. Вряд ли это произведение скоро опять появится в афише. Да и солистку жаль - понятно, что она должна была "соответствовать", надо же помочь коллеге по цеху. Публика-то у нас добрая и все еще довольно вежливая, ну похлопали(именно похлопали а не аплодировали) опять же из вежливости. Вышла на поклон довольно молодая женщина, создавшае сие произведение, так могла бы она хоть по волосам чем-нибудь вроде расчески пройтись. После этого концерта фамилию Хрущева точно запомню, дабы обходить это дарование и случайнно с ней больше не пересечься.
Роберт ШуманИ в финале концерта прозвучала Симфония № 3 «Рейнская» Роберта Шумана. Это последняя симфония композитора стала одним из мостов между эпохами и ярчайшим примером высокой концентрации традиций немецкой музыки. Было впечатление, что оркестр был просто счастлив исполнять это произведение, после предыдущего-то.
Знаете, это  было очень приятно слушать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.