«Русалка» в концертном зале

10 февраля в концертном зале Мариинского театра состоялся оперный спектакль - опера Антонина Дворжака "Русалка". Очень хорошая лирическая сказка в трех действиях, либретто которой написал Ярослав Квапила. Если Вы не знаете этого музыкального материала, то можете ознакомиться с ним на youtube. Там есть несколько вариантов этой оперы целиком с разным составом исполнителей.
Поскольку эта опера ставилась для академии молодых певцов, то обычно от владеющих уже дипломами разных консерваторий исполнителей, мы вправе ожидать интересного спектакля. Правда мне лично не совсем понятен статус этой академии. Если в ней учатся уже люди с консерваторским образованием, то что они получают по окончании и когда это окончание должно наступить?Вообще-то при постановке спектакля дирижером был Михаил Татарников, он и являлся музыкальным руководителем спектакля. Однако на этом спектакле за пультом стоял Павел Петренко. Три года назад этот дирижер получил готовый спектакль. Но то, как он его интерпретирует не делает ему чести. Темпы, которые абсолютно не оправданы - впечатление, что балетами этот дирижер никогда не увлекался, т. е. играть бал для него совсем нетривиальная задача. Правда здесь добавляют свою немалую лепту и молодые оркестранты, о которых уже неоднократно говорилось на этом сайте. Так требуй только оркестровую репетицию, доводи оркестр до нужной кондиции. Режиссер-постановщик Александр Маскалин, художник-постановщик Сергей Грачев, художник по свету Камиль Кутыев, а по костюмам Татьяна Ястребова.
Спектакль идет на чешском языке. Образовалась у нас такая традиция - петь оперу на языке оригинала. По этому поводу есть в театре штатная должность титровщика - человека, который синхронно показывает титры на русском. Нам вчера с этим показом не повезло: в первом отделении их не было, потому что не было контакта. Похоже кто-то не слишком элегантно прогулялся по техническому настилу. Во время действия опустить это устройство и все подключить уже невозможно. В первом антракте можно было видеть некоторые технические ухищрения. Так как зал концертный, то занавес не предусмотрен, и все секреты оказываются на виду.
Хочется сразу сказать о том, что в спектакле участвует очень много лауреатов всероссийских(Илья Селиванов, Андрей Серов) и международных(Наталья Павлова, все тот же Селиванов, Кира Логинова, Маргарита Иванова, Анна Князева, Эвелина Агабалаева) конкурсов. Вы заметили, что лауреатов международных конкурсов гораздо больше? Это не случайность, ведь в любой, например, итальянской деревушке, если в конкурсе участвует хоть один человек из другой страны, то и конкурс называется международным. Формально они - правы.
Ну а теперь о самом зрелище... Это же так интересно играть сказку, тем более, что действие происходит в сказочной стране и в сказочные времена. Вот здесь сказка и заканчивается. Ощущение полного непонимания всеми артистами своего места на сцене не оставляет от начала и до конца. Вот это тот случай, когда каждый солист любит только себя любимого на сцене. Понятно, что любой вокалист считает ниже своего достоинства заниматься сценическим движением, а уж про актерское мастерство - вообще молчу. В консерватории на это закрывают глаза - лишь бы пел, а всем известно - для того, чтобы голос хорошо звучал, в голове должно быть пусто - там должны быть резонаторы. Но на самом деле не до такой же степени! При этом совсем не факт, что все они прилично поют. Однако, все они совершенно уверены в том, что публика должна быть просто счастлива от одного вида солиста на сцене. А публика-то хочет зрелища.
Очевидно, что все участники постановки сделали своё дело, но новый состав, между прочим, профессиональных исполнителей, загубил все разумные находки режиссера, поставленного, как я понимаю, в весьма непростые условия. Почти все на сцене собрано из подбора и, таким образом, спектакль оказался мало бюджетным.
Так в первой же сцене появляются нимфы, их три. Все бы ничего, если бы они понимали кем являются в этой сцене и двигались соответствующим образом, а то как-то не очень эти босоногие вокалистки тянут на юных дев, олицетворяющих силы и явления природы. А уж появление самой Русалки(Наталья Павлова) вообще повергает в состояние "не верю". Действительно её движения, слегка косолапенькие, возможно кому-то и нравятся, но я очень сомневаюсь, что режиссеру - тоже. Вот, когда на сцене слон с голосом соловья(да простит меня Монсеррат Кабалье), то слона уже не замечаешь, правда, через некоторое время. В нашем случае возникли проблемы и с "соловьём"- тоже. Вот появившийся Водяной(Андрей Серов) тоже двигался с грацией гиппопотама, но ему, вообще говоря, по статусу можно - он же в воде себя как рыба должен чувствовать, а тут его на берег занесло. Кто ж знает, как он там двигается? Во всяком случае он хоть вокально не разочаровал. Дальше по сюжету идет сцена Русалки с Бабой-Ягой(Елизавета Захарова). Вот тут-то можно артисткам разыграться - блестящая сцена, и поставлена вполне пристойно. Какая отличная возможность сделать остро-характерную роль, кстати говоря, независимо от вокальных данных. На самом деле мы же не знаем, как должна выглядеть эта самая Баба-Яга, знаем только, что она скорее всего женщина, потому как явно сказано - баба. Обидно, когда такой яркий образ вообще не заиграл. Появление принца(Илья Селиванов) не могло пройти незамеченным, это по сюжету не заметить нельзя, а по ходу спектакля - ну никак не тянет этот вокалист(в данном случае слово актер не подходит) на героя-любовника, тем более на такого, в которого можно влюбиться с первого взгляда, что и произошло с Русалкой.
Второй акт - в замке принца готовятся к свадьбе. Странное решение художника по костюмам - оставить в этом акте Русалку в том самом платье, в котором она была в лесу. Не надо ничего особенного - просто переодеть. Но, возможно, здесь тоже вмешались финансовые проблемы. Да простит меня режиссер, но толпа на балу вообще непонятно что делала, вообще-то они все должны быть люди музыкальные, но как потрясающе они это скрывают. Появление красивой кокетливой Княжны(Елена Карпеш) - великолепный музыкальный образец выхода опереточной примадонны. Дирижер почему-то этого не заметил, и появление её на сцене осталось не слишком примечательным. Может быть дирижер просто точно знал, что эта вокалистка не слишком уверенно двигается в своем красивом платье и не дал ей возможности в спектакле "опростоволоситься". На поклоне она запуталась в своем наряде. Кроме того, красивую стерву(и внешние данные здесь совершенно ни при чем) ведь тоже надо уметь сделать, и это очень интересно, но об актерских способностях здесь ни в коем случае говорить не приходится, ну а вокальные данные у всех есть, все-таки у всех за плечами консерватория. В программке написано, что Принц пылко объясняется в любви Княжне. С пылкостью произошел явный прокол. Мы же в сказке, такое впечатление, что об этом все уже давно совсем забыли.
Третий акт - заключительный. Опять появляется Баба-Яга, которая, как мы помним, никакая. Вторая сцена Русалки с Бабой-Ягой не стала эмоционально более насыщенной. Лесник(Дмитрий Колеушко) и поваренок(Кира Логинова), пришедшие к ней просить лекарство для Принца, не вызывают неприятных эмоций в отличие от прочих участников спектакля. В заключительной сцене Принц, наконец-то, умирает, и мы все вздыхаем с облегчением. Странно видеть в одном спектакле такое количество именитых исполнителей, которые ничего не смогли сделать со сказкой. Они совершенно забыли, что должны жить на сцене, что театр - он восьмое чудо света. В зале были дети, для них поход в концертный зал - целое событие, нельзя их оставлять без соответствующих эмоций. Это неправильно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.